Анализ кала является одним из видов диагностических мероприятий. Чтобы анализ показал достоверный результат, необходимо правильно собрать материал. Однако не все родители знают, как нужно готовиться к процедуре и сколько кала нужно сдать. Особенно трудно приходится мамам и папам грудничков.
Содержание
- 1. Для чего дается направление на анализ кала?
- 2. Виды исследований кала
- 3. Как правильно собрать биоматериал для исследования?
- 4. Как избежать недостоверности анализа?
- 5. Ошибки при заборе материала
- 6. Расшифровка результатов анализа, нормальные показатели для детей
- 7. Возможные отклонения
- 8. Видео по теме статьи
- 9. Комментарии посетителей по теме статьи
Для чего дается направление на анализ кала?
Направление на исследование кала дается для исключения или подтверждения следующих патологий:
- заражения паразитами;
- дисбактериоза;
- кишечных инфекций;
- язвы желудка;
- желудочного кровотечения;
- непереносимости продуктов питания;
- заболеваний печени и желчного пузыря;
- воспалительных процессов в ЖКТ;
- неспособности пищеварительной системы выполнять свои функции;
- недостатка ферментов.
Если у ребенка нет проблем со здоровьем, анализ кала делают при достижении определенного возраста в плановом режиме либо для оформления в образовательные учреждения или места отдыха. Внеплановое исследование назначают при наличии следующих симптомов:
- болей в желудке;
- частых и сильных колик у грудничка и новорожденного;
- запора;
- резкого изменения консистенции, частоты, цвета и запаха стула;
- крови и слизи в кале;
- поноса, сопровождающегося рвотой, температурой и другими признаками кишечной инфекции.
Виды исследований кала
Чаще всего люди сталкиваются с двумя видами анализа кала: общий (копрограмма) и на яйца глист. Однако бывают другие исследования каловых масс, позволяющие более детально изучить состояние организма. В таблице приведен перечень видов исследований кала с описанием показаний для анализа и возможностей выявления той или иной патологии.
Вид анализа | Показания | Выявляемые патологии |
Копрограмма | Понос, боли в животе, повышенное газоотделение | Нарушение работы желчного пузыря, воспалительный процесс в ЖКТ, плохое переваривание пищи, паразиты |
На яйца глист | Плановые обследования, подозрение на заражение глистами | Наличие гельминтов и других паразитов |
На лямблии | Расстройство пищеварения, интоксикация, аллергические проявления | Лямблиоз |
На скрытую кровь | Боли в животе, наличие в кале кровяных прожилок, общая слабость, маленький вес | Внутренние кровотечения, язвы, повреждение слизистой ЖКТ |
Бакпосев | Признаки кишечной инфекции, контакт с инфицированным человеком | Дизентерия, стафилококк, ротавирус, сальмонеллез |
На трипсин | Колики, интенсивные срыгивания у грудничков, маленький вес, проблемы со стулом | Недостаток пищеварительных ферментов, нарушение работы поджелудочной железы |
На дисбактериоз | Жидкий стул, дискомфорт в животе, тошнота, прием антибиотиков | Нарушение кишечной микрофлоры |
На условно-патогенную микрофлору | Болевые ощущения в животе, вздутие, запор, понос, кожные высыпания, тошнота | Размножение патогенной микрофлоры |
Как правильно собрать биоматериал для исследования?
Перед тем, как ребенок покакает, горшок или унитаз нужно хорошо помыть и ополоснуть. Материал собирают сразу же после акта дефекации. Забор необходимо проводить из разных частей каловой массы. Следует избегать соприкосновения со стенками горшка или унитаза.
У грудничков и новорожденных кал на анализ брать труднее. Для забора материала необходимо следить за состоянием подгузника, вещей или пеленки. Как только малыш покакал, нужно собрать материал. Нельзя соскребать кал непосредственно с пеленки или подгузника, поскольку в него могут попасть посторонние примеси. Необходимо взять кал, находящийся в верхней и средней частях.
Если стул грудничка жидкий, следует сразу же после опорожнения слить содержимое подгузника или пеленки в стерильную емкость. Также можно собрать биоматериал в специальный мочесборник. Для исследования достаточно 2 чайных ложек материала.
Как избежать недостоверности анализа?
- чистота емкостей;
- время между сбором и доставкой кала в лабораторию;
- хранение материала после забора;
- прием лекарственных препаратов;
- употребленная накануне пища;
- посторонние примеси (например, моча, вода).
Чтобы избежать недостоверности результата, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Мыть ребенка в день сдачи анализа простым детским мылом. Некоторые средства гигиены содержат агрессивные компоненты, которые при попадании в материал для анализа способны нарушить содержащуюся в нем флору.
- Использовать стерильные емкости.
- Собирать кал не позже, чем за 6 часов до проведения анализа. Наиболее достоверный результат получается, если кал сдают на обследование непосредственно после забора. Однако когда нет такой возможности, можно сделать забор вечером и оставить емкость с материалом в холодильнике.
- За неделю до сбора анализа не вводить в рацион грудничка новый прикорм. Кормящей маме необходимо придерживаться правильного питания.
- Перед исследованием не применять ректальные свечи.
- За сутки до забора материала исключить прием лекарственных препаратов.
- материал на бакпосев собирают не позднее, чем за 2 часа до начала исследования;
- кал для обнаружения лямблий нужно отдавать в лабораторию сразу после забора;
- за 3 суток до обследования на скрытую кровь нужно исключить из меню продукты с высоким содержанием железа.
Ошибки при заборе материала
Многие родители, чтобы ускорить процесс дефекации, совершают действия, которые существенно влияют на достоверность анализа. Самые распространенные ошибки при заборе кала:
- Применение клизмы. После клизмирования малыш покакает, однако в материале будет присутствовать вода, которая применялась для процедуры.
- Согревающие грелки. Тепло влияет на активность различных микроорганизмов.
- Собирают кал с примесями мочи. Необходимо проследить, чтобы ребенок опорожнил мочевой пузырь до акта дефекации.
- Замораживание материала. При заморозке многие микроорганизмы погибают, поэтому анализ будет неинформативным.
- Применение слабительных.
- Хранение материала в холодильнике более 12 часов.
Расшифровка результатов анализа, нормальные показатели для детей
При расшифровке рассматриваются физические и химические характеристики материала. Также учитывают возраст ребенка, поскольку кал у грудничков отличается от материала старших детей. При расшифровке анализа грудных малышей имеет значение, какое питание они получают — материнское молоко или молочную смесь. В таблице приведены нормальные показатели для детей.
Показатель | Норма | ||
Грудной ребенок на естественном вскармливании | Грудной ребенок на искусственном вскармливании | Дети старше года | |
Количество, г/сут | 40 -50 | 30 — 40 | 100 — 250 |
Цвет | золотисто-желтый, желтый, желто-зеленый | от желтого до коричневого | коричневый |
Консистенция | кашеобразный | замазкообразный | плотный |
Запах | кислый | гнилостный | не резкий |
Слизь | небольшое количество | нет | |
Кислотность (рН) | 4,8 – 5,8 | 6,8 – 7,5 | 7 – 7,5 |
Кровь | нет | ||
Билирубин | есть | нет | |
Растворимый белок | отсутствует | ||
Детрит | есть | ||
Стеклобилин | обнаруживается | 75 – 350 мг/сут | |
Мышечные волокна | возможно небольшое количество | нет | |
Соединительные волокна | не обнаруживаются | ||
Крахмал | нет | ||
Клетчатка | — | ||
Нейтральный жир | небольшое количество | отсутствует | |
Жирные кислоты | немного в кристаллах | отсутствует | |
Соли жирных кислот | небольшое количество | ||
Лейкоциты | до 8 ед | нет | |
Эритроциты | — | ||
Дрожжевые грибы | — | ||
Простейшие, лямблии, глисты | — |
Возможные отклонения
Отклонение | Возможная патология | Другие факторы, влияющие на показатель |
Изменение количества | Понос, запор, заболевание поджелудочной, желчекаменная болезнь | Введение прикорма, употребление большого количества фруктов, овощей, мяса |
Необычный цвет | Внутренние кровотечения (темный), язва желудка (красноватый), нарушение работы поджелудочной железы (светлый), гепатит (белый) | Употребление продуктов, окрашивающих кал (свеклы, томатов) или однообразной пищи (только каш или овощей) |
Необычная консистенция | Нарушение пищеварения (плотный или жидкий), камни в почках и мочевыделительной системе (мазевидный), нарушение всасываемости в кишечнике (жидкий), плохое усвоение углеводов (пенистый) | Большое или маленькое количество жидкости, поступающей в организм |
Специфический запах | Нарушение работы ЖКТ, воспаление кишечника | Введение нового прикорма |
Кислотность | Панкреатит (высокая), плохое переваривание еды (низкая) | — |
Наличие слизи | Инфекционное заболевание, неусваиваемость лактозы, новообразования в кишечнике | Сильный насморк |
Кровь в материале | Кровотечения в системе ЖКТ, язвенная болезнь, травмирование ЖКТ, трещины в заднем проходе и геморрой, онкология, инфекционная болезнь | — |
Билирубин у ребенка старше года | Дисбактериоз | Прием антибиотиков |
Растворимый белок | Язвенная болезнь, кровотечение, воспаление ЖКТ, нарушение способности переваривать пищу | — |
Высокое содержание мышечных и соединительных волокон | Гастрит, панкреатит | — |
Крахмал и клетчатка | Нарушение пищеварения, воспаление поджелудочной железы, воспаление слизистой желудка, патологии тонкого кишечника | — |
Жирные кислоты и их соли | Неусваиваемость углеводов, заболевание ЖКТ | — |
Высокие лейкоциты | Различные колиты, нарушение целостности прямой кишки, патологии тонкого кишечника, инфекции в ЖКТ | — |
Дрожжевые грибы | Кандидоз, дисбактериоз | — |
Насколько достоверны такие анализы? Я знаю, например, что распространенный анализ на яйцеглист весьма приблизительный. Он выявляет лишь немногих, самых простейших паразитов, и то далеко не всегда.
Очень интересные рекомендации по поводу избегания недостоверных результатов. Только часто медперсонал их не придерживается. Я с дочкой попала с больницу с признаками тяжелого отравления. Так вот кал ей собирали после клизмы. Значит ли это, что иногда можно так брать материал?