Алалия: виды и симптомы у детей, лечение в домашних условиях и прогнозы

Формирование навыков речевого общения начинается у детей с рождения. В течение первого года жизни ребенок быстро развивается и в общих чертах осваивает навыки произношения отдельных слов, у него формируется характерная для родного языка артикуляция, которая позволяет в дальнейшем говорить без акцента. Словарный запас понимаемых слов пополняется быстро. К возрасту трех лет все слова складываются в простые, но осмысленные предложения. К 7 годам ребенок обладает речевыми навыками взрослого человека. Но не всегда так бывает — все зависит от индивидуальных особенностей малыша.


Из-за чего у детей возникает алалия?

Наличие слуха определяется по реакции малыша на звуки и речь — ребенок может отреагировать звуковыми сигналами, взглядом, жестами, движением на обращенную к нему речь или заинтересовавшие звуки.

Врожденная немота определяется путем исследования речевого аппарата ребенка и анализа задержки в произношении звуков, которые характерны для определенной возрастной группы:

  • в возрасте 2 месяцев ребенок начинает «гулить» (произносить протяжные негромкие звуки, похожие на гласные);
  • в 4-5 месяцев малыш произносит открытые слоги, растягивая гласные;
  • в 6-7 месяцев подражает интонации родителей, выдерживает смысловые паузы и ждет ответ;
  • в 8 месяцев может неосознанно произносить простые слова;
  • в 1 год может осознанно называть отдельные и повторяющиеся слоги;
  • 3 года — полное понимание речи взрослых, малыш может объяснить свои потребности;
  • в 7 лет ребенок обладает такой же речью, как и взрослый человек.

Нервные центры, которые отвечают за речь, расположены в головном мозге. Это центр Вернике и Брока:

  1. Первый находится в височной доле мозга и отвечает за импрессивную форму речи – восприятие, понимание и анализ услышанного с дальнейшим преобразованием в мысленное проговаривание слов для ответа (сенсорная алалия).
  2. Второй расположен в лобной доле мозга, отвечает за экспрессивные речевые навыки (моторная алалия) – умение произносить осмысленные звук, складывая их в слоги, слова, фразы и предложения.

Задержку речевого развития могут вызвать тяжелые инфекционные заболевания ребенка в период формирования речевых навыков, травмы верхних отделов дыхательных путей, полости рта и языка, травмы головы. Также причиной нарушения деятельности мозговых структур могут быть:


  • травмы во время внутриутробного развития плода;
  • родовые травмы, связанные с использованием акушерских щипцов или медикаментозной стимуляцией;
  • гипоксия во время родов;
  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • врожденные заболевания ребенка (сифилис, ВИЧ, наследственные генетические патологии).

Основные виды и симптомы заболевания

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Ваш вопрос:

В зависимости от механизма развития патологии, выделяют несколько видов алалии: сенсорный, моторный, смешанный. Первые два типа алалии представляют собой самостоятельные заболевания, связанные с поражением отделов головного мозга в лобной или височной долях. Смешанный тип встречается достаточно редко и соединяет в себе нарушение способности воспринимать человеческую речь и формировать связную речь, понятную для окружающих.

Сенсорный тип

Причины возникновения у ребенка сенсорного типа заболевания — травмы или патологии развития центра речи, расположенного в височной доле мозга (центр Вернике). Сенсорные алалики прекрасно слышат, откликаются на звуки, реагируют на них движениями или мимикой, но у них нарушена способность понимать речь, различать отдельные звуки и анализировать услышанное.

Больные дети часто болезненно реагируют на незнакомые или непонятные им звуки, проявляя повышенную возбудимость (гиперакузия).
Выделяют две формы сенсорной алалии:
  • тяжелая – ребенок абсолютно не способен понимать речь;
  • легкая – малышу не поддается анализ только сложных грамматических форм и длинных предложений.

В первом случае сенсорной алалии ребенок, не понимая человеческой речи, стремится заменить ее произвольными звуками, придумывает свой язык, пытается общаться с помощью жестов и движений. Обычно вместо речи такие дети произносят навязчиво повторяющиеся однообразные звуки (персеверация), заменяют звуки речи собственными изобретенными звуками (парафазия). Могут непроизвольно и не осмысленно воспроизводить чужие слова, не придавая им смысла (эхолалия).

Если восприятие речи не нарушено полностью, у ребенка могут выработаться некоторые навыки проговаривания звуков и даже слов. Но при этом наблюдается нарушение произношения, когда несколько не связанных между собой слогов объединяются в одно целое (контаминация) или осознанные слова произносятся с одной интонацией и непрерывным текстом (логорея или «словесный салат»).

Дети с незначительными нарушениями восприятия речи могут стремиться компенсировать недостаток понимания, читая по губам, а для выражения своих эмоций или при недостатке слов — прибегать к жестикуляции, как это свойственно глухонемым людям. В целом, для больных сенсорной алалией характерна рассеянность, хаотичность движений, нарушение психики, раздражительность и агрессия в ответ на непонимание. Зачастую заболевание может стать причиной задержки интеллектуального развития человека.

Моторная алалия

Причиной возникновения моторной алалии является патология в лобном отделе головного мозга (центр Брока), который отвечает за воспроизведение речи. В отличие от алалии сенсорного типа, ребенок в этом случае полностью слышит и понимает обращенную к нему речь, анализирует ее, но в силу нарушений не может правильно произнести слова или вообще молчит.

Подобный тип алалии развивается с первых месяцев жизни, поэтому если к 2-3 месяцам малыш не начал «гулить», родителям необходимо обратиться к отоларингологу и неврологу для выяснения причин задержки речевого развития. С возрастом задержка в развитии у таких детей может только увеличиваться. Случаи, когда дети молчат до 3-х лет, а потом начинают вполне осознанно и чисто разговаривать, бывают очень редко. Считается, что к пятилетнему возрасту у ребенка должен быть словарный запас не менее полутора тысяч слов.

Моторная алалия может проявляться по-разному. В легких формах происходит только искажение произносимых звуков и слов. Речь ребенка непонятна из-за частой замены одних звуков другими, перестановки частей слова (или слогов), изменения порядка слов в предложении. Часто дети до 7-10 лет не могут согласовывать окончания, произнося все слова в одном падеже.

Зачастую, если речь ребенка не понимают друзья и даже родители, это может стать причиной нервного срыва у малыша. Он становится раздражительным, агрессивным или наоборот — замыкается в себе и перерастает разговаривать.

Иногда дефекты произношения родители принимают за моторную алалию и ведут ребенка на прием к неврологу. В основе такого заблуждения могут быть нарушения в артикуляции, которые логопеды исправляют специальными упражнениями. Если алалия проявляется в легкой форме, речь ребенка в целом понятна. Затруднения могут возникнуть, когда ребенок начинает учиться в школе. Что касается тяжелой формы моторной алалии, ребенок способен произносить только отдельные звуки, подражая или имитируя человеческую речь, не складывая звуки в осмысленные слова и фразы.

Общие признаки страдающих алалией:

  • громкий голос;
  • заторможенность, которая сменяется резкими всплесками гиперактивности;
  • бурная жестикуляция при попытке что-либо сказать;
  • неконтролируемая мимика, которая может создавать впечатление гримасничанья;
  • нарушения в моторике пальцев рук — малышам с трудом удается лепить, рисовать, играть с мелкими игрушками.

Недоразвитие речи в итоге приводит к истощению нервной системы — ребенок становится нервным и раздражительным, нарушается память и логическое мышление, малыш быстро утомляется, если нужно много думать.

Смешанная

Как диагностировать?

Если у родителей возникло подозрение, что у ребенка появились признаки задержки речевого развития, необходимо сразу же обратиться к врачу-педиатру. Именно он, после первичного осмотра и сбора анамнеза, даст направление к профильным специалистам (отоларингологу, неврологу, психологу, логопеду) для проведения дальнейшего обследования.

Важное место в правильной постановке диагноза имеет сбор перинатального анамнеза. В первую очередь выясняются следующие факторы:

  • наследственность малыша — страдал ли кто-либо из родителей или близких родственников по прямой линии задержками речевого развития;
  • как у мамы протекала беременность — какие заболевания, операции и травмы она перенесла, как протекали роды и какие акушерские операции применялись.

Для подтверждения диагноза могут назначаться дополнительные методы исследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • магнитно-резонансную томография (МРТ).

Как лечить?

Лечение заболевания всегда комплексное и включает медикаментозный, физиотерапевтический, логопедический и педагогический подходы.

Медикаментозное лечение

Медикаментозная терапия направлена на стимуляцию деятельности и развития мозговых структур. Для этого используют ноотропные препараты:

Обычно назначает какой-нибудь один препарат, по выбору врача. Применяется нарастающими дозами до 3 месяцев. После месячного перерыва лечение продолжается. Одновременно с назначением психостимулирующей терапии проводят курс лечения витаминами — В12 и В15. Рекомендуется соблюдение диеты, насыщенной белками и углеводами, которые принимают прямое участие в питании головного мозга и строении его структур.

Физиотерапия

Физиотерапия направлена на стимуляцию пораженных отделов головного мозга слабыми электрическими импульсами. В некоторых случаях применяется акупунктура (иглоукалывание). Большую роль в реабилитации нервных, истощенных и подверженных частым депрессиям детей играет гидротерапия, которая способствует расслаблению мышц и оказывает тонизирующее воздействие на детский организм.

Логопедические занятия

Логопедическая коррекция заключается в исправлении нарушений в работе речевого аппарата, для чего используется комплекс различных упражнений:

  • проведение логопедического массажа со стимуляцией мышц гортани и языка, которые мало работают или не задействованы у ребенка;
  • ребенка обучают вытягивать губки, удерживать язычок у верхнего неба, совершать круговые движения кончиком языка;
  • на обучение произношения сложных звуков.

Педкоррекция

Педагогическая коррекция основана на разработке программ индивидуальных занятий с ребенком, который отстает от школьной программы или испытывает определенные сложности в детском дошкольном учреждении. Специально для больного разрабатываются упражнения по развитию речи, упражнения на запоминание, развитие коммуникативных навыков, совмещения навыков устной речи с навыками письма и чтения.

Терапия в домашних условиях

Терапия в домашних условиях тесно связана с работой специалистов. Нормальное формирование речевых навыков возможно только при условии, что занятия регулярны. Родители по специальным методикам должны побуждать ребенка к общению, не ругать и не наказывать за неправильно произнесенные слова или непонятную речь. Чем раньше начнется лечение, тем более положительным будет прогноз и больше шансов вылечить заболевание. До поступления в школу ребенок может полностью избавиться от дефекта речи. Более подробно об особенностях лечения алалии, можно узнать из видео ниже.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценили на 5,00 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Дети34
Комментариев: 1
  1. Ольга

    В нашем случае так просто все не прошло.Бедный мой ребенок с детства был на всех этих психостимулирующих препаратах, потом логопеды, а в школе, как часто у нас бывает — одноклассники насмехались! В общем, хлебнули горя! А все из-за врачебной ошибки при родах! Сейчас, конечно, все хорошо!

  2. Евгения

    В первый раз я обратила внимание на то, что мой малыш молчит, когда подруга пришла в гости со своей дочкой, на месяц старше. Мы положили детишек рядом. И случая как гулит дочь подруги я осознала, что мой сын просто не произносит звуки.К счастью, он вырос, и все позади

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: