Задержка психического развития – это не приговор, однако многим родителям трудно принять тот факт, что у ребенка диагностировано отставание в развитии относительно остальных школьников. Насколько опасна проблема? Что представляет собой задержка психического развития, чем она грозит малышу и на какие сферы деятельности влияет?
Под задержкой психического развития следует понимать отставание ребенка в интеллектуальном, умственном, эмоциональном и других аспектах формирования детской психики. Задержка бывает как комплексной, так и затрагивать развитие отдельных функций у малыша: памяти, речи, внимания, мышления. Заболевание не относится к патологическим нарушениям психики ребенка, а является промежуточным звеном между нормой и патологией.
Физическое развитие таких детей находится на нормальном уровне, и понять, что малыш имеет дефект, достаточно сложно. Часто родители не замечают никаких отклонений до обследования ребенка перед школой. Именно в этот период невролог проводит осмотр и дает заключение, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников.
Запоздание в развитии психики возможно, если малыш находится в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если умственная отсталость проявляется у школьника старше 10-12 лет, то это указывает на развитие таких заболеваний, как олигофрения и инфантилизм.
Причины, приводящие к развитию данной патологии, можно разделить на 2 категории — биологические и социально-психологические. К биологическим причинам, которые приводят к задержке в развитии ребенка, относятся:
Наследственность. При наличии ЗПР у одного из родителей часто возникает не только психическое, но и физическое отставание в развитии.
Осложнения течения беременности. Беременность – сложный физиологический процесс, при котором любые негативные факторы оказывают влияние на психическое развитие младенца в будущем. ЗПР способствуют токсикозы, вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркомания), прием лекарственных препаратов, болезни, перенесенные при вынашивании малыша, венерические и прочие половые инфекции, тяжелые отравления, попытки прерывания беременности, нарушения снабжения плода кислородом и т.д.
Осложненный родовой процесс. Тяжелые, стремительные или затяжные, преждевременные или поздние роды, кесарево сечение, боковое, тазовое прилежание, гипоксия, асфиксия, родовые травмы способствуют возникновению отклонений в развитии малыша.
Проблемы в физическом развитии. К ним относятся ушибы и травмы головы, нарушения работы внутренних органов, менингит и другие болезни головного мозга, осложнения после перенесенных заболеваний (гриппа, ангины, энцефалита и т.д.), нарушение слуха и зрения.
К социально-психологическим причинам задержки психического развития относятся:
Ситуация в семье. Напряженная психическая обстановка, наказания ребенка с применением силы (страх физической боли нарушает психику ребенка), отношение родителей к чаду и друг к другу, скандалы, вредные привычки взрослых (алкоголизм, наркомания).
Развитие ребенка. Когда мать и отец не занимаются малышом, не участвуют в развитии его умственных способностей, вместо общения с ним включают мультфильмы или компьютерные игры, кроха начинает отставать в развитии от сверстников. Бывает и наоборот — чрезмерная опека приводит к аналогичному результату.
Педагогическая запущенность. Недостаточное внимание и обучение азам чтения и письма в дошкольном периоде сказывается на общем обучении. Таким образом, ребенок в младшей школе значительно отстает от одноклассников не только по чтению, но и по математике и другим предметам. В первую очередь в этом виноваты родители.
Педагогическая некомпетентность. Часто ребенок закрывается и начинает отставать в развитии от однолеток при непедагогичном отношении воспитателей и педагогов. Нередки случаи, когда учителя унижают перед классом ученика, высмеивают, зачитывая перед окружающими сделанные им ошибки и пр.
Отношения с другими детьми. Насмешки (во дворе, садике, школе) относительно одежды, внешности, материального состояния семьи и т.д. также влияют на психику ребенка и могут привести к легкой недоразвитости.
Симптомы
На первый взгляд, различить здоровых и отстающих малышей практически невозможно, однако последние имеют определенные особенности поведения. Сфера интересов таких детей ограничена, они практически не задают вопросы, их сложно чем-то заинтересовать, кроме мобильных приложений, игрушек и развлекательных мероприятий. Они не могут заниматься умственной работой более 15 минут, им требуется перерыв. Основные симптомы:
повышенная нервозность;
беспричинная боязливость;
нарушение познавательной функции;
частые смены настроения;
эмоциональная поверхностность;
капризность;
психозы и неврозы;
личностная нестабильность;
легкие когнитивные расстройства;
вялость в произношении звуков;
быстрая утомляемость;
плохая работоспособность;
импульсивность;
повышенная двигательная активность;
отсутствие пытливости и любознательности.
Характеристика детей с ЗПР
Характеристики учеников, страдающих ЗПР, разнообразны и зависят от течения болезни и индивидуальных особенностей пациента. Несмотря на это, существуют типичные для данной категории лиц особенности.
Дети с задержкой психического развития отличаются от обычных, но они и не умственно отсталые. В силу особенностей мышления они не могут быстро усвоить материал и разобраться с алгоритмом действий для решения той или иной задачи, но в отличие от олигофренов им просто требуется помощь взрослых, которую они хорошо воспринимают и в будущем сами справляются с аналогичными задачами.
Такие ученики имеют отклонения в поведении. В зависимости от того, экстраверт или интроверт ребенок, он импульсивен, раздражителен, легковозбудим, агрессивен, часто конфликтует с одноклассниками, или, наоборот, тихий, застенчивый, закрытый, пугливый, заторможенный, поэтому постоянно терпит насмешки и издевательства. Чтобы выйти из таких ситуаций, требуется помощь опытного педагога, школьного психолога.
Дети с ЗПР плохо учатся, начиная в первого класса. Это связано с эмоциональной и волевой незрелостью.
На момент поступления в школу они имеют недостаточный уровень памяти, мыслительных операций, речевых навыков, познания окружающего мира, ограниченный запас знаний. К школьному возрасту готовность к восприятию и усвоению изучаемого материала у них еще не сформирована.
Диагностика
Установить данный диагноз можно с 3-х лет, хотя первые симптомы могут проявляться, начиная с года. ЗПР часто диагностируют при поступлении в школу, т.к. до этого момента все проявления связывают с маленьким возрастом.
Для подтверждения диагноза создается специальная комиссия, в которую входят учителя, педиатр и другие детские врачи, психологи и родители. Данная комиссия решает вопрос об использовании различных вариантов обследования, а также:
использует данные, полученные в результате осмотра неврологом, психиатром, а при необходимости — и другими врачами;
проводит нейропсихологическое тестирование;
исследует интеллектуальное развитие разными методами и с помощью различных упражнений;
назначает магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга, электроэнцефалограмму;
дифференцирует ЗПР от олигофрении, инфантилизма и аутизма.
Лечение
После постановки диагноза «ЗПР» должно проводиться комплексное лечение: обучение ребенка в коррекционных заведениях, спокойная обстановка дома, отсутствие стрессовых ситуаций, занятия с логопедом и дефектологом, прием успокоительных, стимулирующих умственную деятельность препаратов, игровой процесс обучения с переходом на самостоятельность, физические упражнения. Начинать лечение желательно с 3-х лет, тогда прогноз будет положительным.
Нужно ли ребенка с ЗПР отправлять в специальный коррекционный сад или школу?
Необходимость направления ребенка в коррекционное заведение определяется психо-медико-педагогической комиссией. Решающим фактором является вид задержки в формировании психики.
Если у ребенка развита речь, нарушены только отдельные психофизические функции, а не их комплекс, нет потребности в специальном коррекционном заведении. Также такие учреждения не являются необходимыми детям с наследственной формой ЗПР и вызванной социально-психологическими факторами (при условии их устранения).
Если задержка вызвана соматогенными и центрально-органическими расстройствами, нарушены мозговые функции после перенесенных травм и заболеваний, коррекционное заведение необходимо.
Важна диагностика заболевания в 3-4 года. Тогда ребенку могут помочь в коррекционном дошкольном заведении, где, благодаря особенному подходу, он догонит сверстников. В большинстве случаев после такой работы состояние детей улучшается, и они могут учиться в обычной школе. Если диагноз поставлен в дошкольный и школьный период, лучше начинать обучение в специальном коррекционном заведении, а после преодоления ЗПР перейти в обычную школу.
Индивидуальный подход в обучении таких детей играет главную роль в процессе преодоления дефекта. Дети с ЗПР отличаются от своих ровесников и друг от друга особенностями психического развития. Если подойти к обучению заболевшего дошкольника индивидуально, повышается процент дальнейшего успеха терапии, и ребенок быстрее становится полноценным членом детского коллектива.
Особенности коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР
Главная особенность коррекционно-развивающего обучения – устранение ненужных эмоций (отрешенности, раздражительности, агрессии) и восстановление необходимых для обучения функций (речи, слуха, внимания, усидчивости). Учитывая особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР, уроки проводятся в учебно-игровой форме с акцентом на зрительную память, которая у данной категории малышей наиболее развита. При обучении важно наличие наглядных пособий, схем и прочих изображений, желательно в красочной форме.
Основные методы работы педагогов коррекционной школы:
многократное повторение материала;
акцент на самостоятельной работе учеников с оказанием им помощи в виде стимуляции, направления и обучения;
обучение, в том числе в диагностических целях;
наполненность класса — не более 12 человек.
Воспитательная тактика
Если у малыша диагностировали ЗПР, не стоит отчаиваться -важно уделить ему больше внимания, заняться воспитанием, учитывая характер проблемы. Условия общения с такими детьми:
терпение и понимание по отношению к малышу;
обеспечение чувства защищенности;
приучение к самостоятельности;
похвала после выполнения задания;
запрет на крики и наказания;
нельзя пытаться привить несвойственные им качества, например, быстроту действий;
освобождение от выполнения сложных заданий — необходимо требовать то, что ребенку по силам;
совместные занятия с малышом;
своевременная терапия;
следует позволять ребенку самостоятельно одеваться, выполнять задания, даже если результат будет далек от идеала.
Занятия с логопедом и дефектологом
Один из главных этапов лечения – занятия с дефектологом и логопедом. Эта коррекционно-развивающая работа, цель которой — развитие у детей памяти, моторики, мышления, логики, устранение речевых дефектов и помощь в адаптации в детском коллективе, корректировка социально-поведенческих реакций. План занятий логопед и дефектолог подбирают в индивидуальном порядке, учитывая особенности малыша и клиническую картину патологии.
Интересы малышей и игры для детей с задержкой развития
Особенности детей с ЗПР состоят в том, что у них преобладают игровые интересы над познавательными. Именно поэтому важно так скорректировать игру, чтобы она стала развивающей, познавательной и помогала справиться с дефектом.
Полезны гимнастика с артикуляцией, статические и динамические упражнения, тренирующие моторику игрушки.
Для малыша благоприятны игры, развивающие:
внимание и слуховое восприятие;
силу голоса и темп речи;
речевое дыхание;
правильное звукопроизношение;
понимание грамматики.
Лечение медикаментами
Если перечисленные методы лечения не дают результата, можно помочь ребенку медицинскими препаратами. Как правило, назначают такие лекарства:
Ноотропы. Используют для активизации коры головного мозга, устраняют последствия кислородного голодания. Препараты: Фенибут, Глицин, Пирацетам, Аминалон и т (рекомендуем прочитать: инструкция по применению средства «Фенибут» для детей ).д.
Комплексы витаминов. Назначают для поддержки организма и улучшения мозговой деятельности (витамины группы В, магний и т.д.).
Препараты для сердечно-сосудистой и кроветворной систем. Улучшают снабжение мозга кислородом Мемоплант, Инстенон, Кавинтон.
Успокоительные препараты и отвары. При перевозбуждении, стрессе важно успокоить ребенка. Можно дать ему Персен, валериану, отвар боярышника, мелиссы или пустырника.
Психостимуляторы. Действие схоже с ноотропами, но более сильное. Назначают для активизации умственной и физической деятельности, средства способствуют появлению концентрации внимания, стимулируют мышление, устраняют быструю утомляемость. Это Кофеин, Сиднокарб, Сиднофен, Центедрин. Используют в самых сложных случаях только по назначению врача.
Адаптогены — препараты, способствующие успокоению при наличии внешних и внутренних стрессовых состояний. К ним относятся растительные средства (лимонник китайский, элеутерококк, женьшень) и медикаменты (Дибазол, Аргинин, Лецитин). Не применяются без назначения врача.
Родительские забота, внимание, терпение в комплексе с квалифицированной врачебной помощью помогают ребенку перерасти данный дефект. Начиная со средней школы, такие дети становятся учениками обычного общеобразовательного учреждения и даже делают успехи в учебе.
Однако отсутствие понимания, недостаток воспитания, пассивное отношение к проблеме родителей, педагогов и других лиц приводит к тому, что задержка развития с годами будет усугубляться, что негативно скажется на дальнейшей жизни ребенка. Часто такие проблемы встречаются у детей из неблагополучных семей или детдомов. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь воспитателей, психологов, педагогов, и тогда они смогут избавиться от этого неприятного дефекта и жить полноценной жизнью.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Я уже давно придерживаюсь мнения, что это ложный диагноз, который обобщает множество частных проблем, которые присутствуют у ребенка. Если у малыша нет генетических отклонений или проблем с мозговой деятельностью, он перерастет этот глупый диагноз.
Анна
Когда мы с сыном столкнулись с ЗПР я была в ужасе, но работа психолога, учителей, репетиторов дали потрясающий результат. Из медикаментов помогал глицын, а от гомеопатии вообще толку ноль. В прошлом году сын успешно сдал ЕГЭ и поступил в институт! Так что не отчаивайтесь, все поправимо!
Я уже давно придерживаюсь мнения, что это ложный диагноз, который обобщает множество частных проблем, которые присутствуют у ребенка. Если у малыша нет генетических отклонений или проблем с мозговой деятельностью, он перерастет этот глупый диагноз.
Когда мы с сыном столкнулись с ЗПР я была в ужасе, но работа психолога, учителей, репетиторов дали потрясающий результат. Из медикаментов помогал глицын, а от гомеопатии вообще толку ноль. В прошлом году сын успешно сдал ЕГЭ и поступил в институт! Так что не отчаивайтесь, все поправимо!