О дислалии у детей и методах ее устранения: определение, сложная форма заболевания в дошкольном возрасте

Здоровье и полноценное развитие детей – основная забота всех родителей. Начиная с самого рождения малыша, мамы и папы ждут, когда их чадо начнет переворачиваться, сидеть, стоять и ходить, когда у него вылезут молочные зубы, какое первое слово он скажет и так далее.

Проблемы речевых дефектов являются наиболее распространенными среди детей, и к их числу относится нарушение в произношении звуков или по-другому дислалия. До пятилетнего возраста они характерны для всех малышей, однако после 5 лет подобное отклонение лучше не оставлять без внимания.

Определение дислалии

Дислалия – это медицинский термин, который подразумевает под собой отклонение от правильного произношения и использования звуков в речи, причем подобные нарушения не являются следствием повреждений ЦНС, слухового аппарата или проблем с артикуляцией. Разговаривая, ребенок просто смешивает, искажает или заменяет звуки. Раньше дефект был известен как косноязычие.

С такой проблемой в развитии речи логопеды сталкиваются достаточно часто. У малышей дошкольного возраста, 5-6 лет, патология встречается в 25-30% случаев, у школьников младших классов — 17-20%, у детей постарше эта цифра составляет всего 1%. Исправлять этот дефект нужно, так как он будет мешать малышу осваивать письмо, а также способен привести к дисграфии и дислексии. Обычно это нарушение речи исправляет логопед, но если достигнуть результата путем логопедических занятий не удается, требуется обследование у других специалистов: отоларинголога, невролога и дантиста.

Классификация дислалии

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Ваш вопрос:

Существует определенная классификация нарушений речи, которая базируется на причинах, ставших источником проблем с произношением звуков. Согласно ей дислалия бывает двух основных видов:

  1. Механическая. Ее еще называют органической, так как ее вызывают дефекты строения артикуляционного аппарата.
  2. Функциональная. Ее провоцируют социальная среда и нейродинамические сбои в коре головного мозга.

Функциональный вид подразделяется на:

  1. Сенсорный. Появляется, если происходит сдвиг в речеслуховом анализаторе. Ребенку становится тяжело распознавать звуки на слух.
  2. Моторный. Его провоцирует отклонение в речедвигательном анализаторе, что сопровождается искаженным движением губ и языка, в то время как слух остается нормальным.

Еще такие речевые аномалии разделяют по количеству искажаемых звуков и их принадлежности к определенным артикуляционным группам:

  1. Простые. Ребенок неправильно произносит 1-4 звука.
  2. Сложные. Нарушено произношение более 4 звуков.
  3. Мономорфные. То есть происходит искажение звуков из одной группы, например, свистящие.
  4. Полиморфные. Когда одновременно неправильно произносятся звуки из разных групп, к примеру, шипящие и свистящие.

Причины возникновения заболевания

Вид заболевания определяет круг тех причин, которые спровоцировали его развитие. Механические дефекты обычно являются следствием:

Подобные анатомические аномалии строения могут носить врожденный характер, или быть приобретенными в результате травмирования или болезни.

Что касается функциональных дефектов, они связаны с психологическими особенностями малыша, или могут быть вызваны биологическими отклонениями.
В первом случае причинами речевых дефектов являются:
  • некоректная речь родителей и окружающих людей, которым подражает ребенок;
  • сюсюканье;
  • общение на двух или более языках в семейном кругу;
  • отсутствие педагогического воспитания.

Биологические факторы развития дефектов речи следующие:

  • физическая слабость малыша ввиду частых болезней;
  • минимальная мозговая дисфункция, из-за чего идет опоздание в речевом развитии;
  • несформированные фонематический слух и речевые уклады.

Основные симптомы

Заподозрить аномалию позволяют следующие симптомы:

  1. Пропуски. Звуки, которые не получается произнести, ребенок просто в разговоре опускает.
  2. Замена. Малыш вместо сложной буквы в слове произносит совершенно другую.
  3. Смешение. Часть слов звучат нормально, но в остальных словах многие буквы ребенок заменяет.
  4. Искажение букв. Требуемый звук произносится неточно.

Диагностическое обследование

Диагностика нарушений речи проводится поэтапно:

  1. Сбор информации по медицинским картам и личному опросу. Врача интересует, как проходила беременность и роды, чем болел новорожденный, и есть ли у него проблемы со слухом, зрением и опорно-двигательным аппаратом. Также составляется психолого-эмоциональная характеристика малыша.
  2. Визуальный осмотр. Логопед исследует подвижность и строение артикуляционных органов.
  3. Оценка выполнения крохой упражнений по подражанию.
  4. Проверка способности фонетического слуха, то есть может ли ребенок дифференцировать звуки.

Коррекция дислалии у детей

На сегодня методы устранения речевых дефектов позволяют справиться с проблемой достаточно быстро. Если нарушения незначительные, то коррекция занимает всего 1-2 месяца регулярных тренировок с логопедом, в более тяжелых случаях срок возрастает до 4-6 месяцев. Чтобы достигнуть положительных результатов, нужно заниматься минимум 3 раза в неделю по часу.

Сам процесс коррекции разбивается на три этапа:

  1. Подготовительный. При механических отклонениях устраняют анатомические причины, например, проводят пластику уздечки или исправляют прикус. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика применяются в случае функциональных аномалий.
  2. Формирование первичных навыков произношения. Состоит из изучения постановки звуков, доведения до автоматизма произношения звуков в словах, предложениях, и их распознавания.
  3. Развитие навыков коммуникации. Выработка привычки корректно употреблять звуки в ходе разговора.
Похожие статьи по теме:
Оцените статью:   1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценка: 4,33 из 5)
Loading...Loading...
Добавить комментарий
Комментарии посетителей по теме статьи
  1. Александра

    В 5 лет не выговаривать Р — это же кошмар! Я с ребенком регулярно занимаюсь и понимаю, что правильная и красивая речь — залог успеха во взрослой жизни. Мне странно слышать, как взрослые не выговаривают некоторые звуки или свистят. Нужно просто уделять ребенку больше внимания.

  2. Мира

    Никогда не слышала о подобной проблеме.У меня дочке недавно исполнилось 5, она нормально разговаривает, но еще не выговаривает Р, и иногда путается с произношением ш и с.Но мне кажется это вполне нормальное явление, и бить тревогу раньше времени не стоит.Тем более я тоже картавлю.