Понятие и причины фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников

Когда ребенок начинает говорить, родители, а также бабушки и дедушки испытывают умиление от смешного коверканья слов. Такое положение вещей вполне нормально: малыш слышит речь и пытается ее повторить, но в силу недоразвития его речевого аппарата слова даются с трудом. Однако когда ребенок достигает 4–5-летнего возраста, а его речь остается невнятной, взрослые должны насторожиться и проверить свое чадо на наличие у него ФФНР.

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) у детей

Сам же ребенок не замечает этого, он попросту не слышит разницы. Так что если своевременно не обратиться к квалифицированному специалисту, можно упустить время, а это чревато проблемами в школе, ведь непременно начнутся сложности в правописании, чтении, заучивании стихов, отрывков в прозе.


Не нужно пугаться, если вашему ребенку поставили диагноз «недоразвитие речи». Это состояние вовсе не является отклонением в умственном развитии. Малыш может быть абсолютно здоров, иметь отличное зрение и слух, высокий интеллект. К тому же ФФНР поддается коррекции, главное выявить отклонение как можно раньше, желательно еще в дошкольном возрасте, и вовремя начать занятия с логопедом.

Причины речевой проблемы

Патология фонетико-фонематического недоразвития, по мнению специалистов, вызывается рядом причин. Врожденные нарушения обусловлены течением беременности матери и процесса родов:

  1. Родовые травмы или асфиксия. Осложнения во время родовой деятельности приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате чего в коре головного мозга страдают речевые зоны.
  2. Наследственность играет не последнюю роль в нарушении развития речи, но не решающую. Имеющаяся предрасположенность совместно с другими влияющими факторами может перейти в проблему речевого недоразвития.
  3. Несформированность моторики артикуляционного аппарата либо ее нарушение. Это может быть парез лицевого, подъязычного или тройничного нервов. К примеру, при парезе подъязычного нерва кончик языка может выходить за пределы рта, при этом речь будет значительно искажаться.
  4. Расстройства нейродинамики, когда нарушается разграничение тормозного и возбудительного процессов в коре головного мозга.

К другой группе причин относятся факторы окружающей среды, особенности в воспитании ребенка:


  • недостаток речевого общения (родители не уделяют положенного внимания ребенку, не читают, почти не разговаривают с ним, глухие родители);
  • дефектная речь в окружении ребенка;
  • неблагоприятные бытовые и социальные условия проживания;
  • общение внутри семьи на нескольких языках;
  • травмы речевого аппарата;
  • психоэмоциональные травмы;
  • заболевания органов зрения и слуха;
  • неправильное формирование зубного ряда.

Формы и проявления ФФНР

Фонетико-фонематические нарушения имеют различные формы и проявления. По степени тяжести выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму нарушения речи.

Степень тяжестиХарактеристика нарушенияПроявления у ребенка
Легкая формаНеспособность дифференцировать и произносить особенно сложные фонемы или их сочетания.В целом речь ребенка нормальна, он не выговаривает лишь некоторые звуки.
Средняя формаДостаточно выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи, наличие неправильного произношения звуков, а также частичная или полная их неразличимость при звучании.Ребенок плохо читает, безграмотно пишет.
Тяжелая формаСамая сложная степень, при которой глубоко нарушено фонетическое восприятие.Ребенок с такой проблемой не различает звуки на слух, не выделяет их в словах, не может установить звуковую последовательность, сформировать слоги в словах. Речь бессвязна и непонятна.
При выявлении тяжелой степени фонетического нарушения нужно незамедлительно начинать медико-педагогическое лечение.
Проблема может усугубиться тем, что в речевом аппарате произойдут необратимые процессы и речь ребенка навсегда останется несвязной.

Фонетическое нарушение речи проявляется в отсутствии или искажении отдельного звука или нескольких звуков одновременно, например:

  • в пропуске звука (вместо «машина» – «ашина»);
  • в искажениях (картавость, шепелявость).

Нарушение произношения более простых в плане артикуляции звуков (п, т, н, м) происходит значительно реже, чаще наблюдается неверное произношение согласных звуков:

  • шипящие звуки – Ж, Ш, Ч, Щ;
  • свистящие звуки – З, С (и они же смягченные), Ц;
  • язычные (сонорные) – Л, Р (и они же смягченные);
  • заднеязычные – Г, К, Х (и они же смягченные).

Диагностические методики

При подозрении на ФФНР ребенка необходимо полностью обследовать у логопеда и таких узкопрофильных специалистов, как отоларинголог и невропатолог.
Оценивается развитие артикуляционно-речевого аппарата, дыхательные и голосовые функции. Берется во внимание и анамнез первых лет жизни маленького пациента, протекание беременности и родов его мамы.

Заводится речевая карта, куда заносятся необходимые сведения. Логопед проводит детальный анализ произношения ребенком слов, слогов, звуков. Оценивая звуковое произношение пациента, доктор обратит внимание на то, есть ли в речи ребенка замена звуков, их смешение или искажение. Дети-дошкольники должны иметь словарный запас, соответствующий их возрасту.

На основе письменной речи также оценивается степень фонетико-фонематического нарушения: количество грамматических ошибок, замены букв («как слышится, так и пишется»), непонимание смысла некоторых слов. Учитывая все эти факторы, врач-логопед делает выводы, на основании которых ставится диагноз «ФФНР».

Логопедическая коррекция нарушения

  • Подготовительный. Сначала закрепляются звуки, уже усвоенные ребенком. В процессе игры дети развивают фонематический слух.
  • Дифференцировочный. Ребенок сравнивает на слух знакомые звуки со звуками близкими по звучанию, и так как четкость речи в большей мере зависит от гласных, акцент делается именно на них.
  • Заключительный. Дети учат, что такое звук, слог, слово, какие бывают фонемы, как определить их количество в слове, учатся менять слова путем замены в них одной буквы («кит» – «кот», «мол» – «мел»).

Помимо этого необходимо развитие мелкой моторики ребенка, артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения и занятия с психологом. Если упорно и целенаправленно заниматься, вы желаемый результат обязательно будет достигнут. Нельзя оставлять без внимания даже малейшие отклонения в речи малыша, ведь красивая, грамотная речь – это одно из условий достижения успеха в современном обществе.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (4 оценили на 4,75 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Дети34
Комментариев: 1
  1. Лариса

    не знаю, как можно не заметить, что у ребенка что-то не так с речью. Я обратила внимание на то, что сынуля неправильно строит предложения, пошла к психологу, та направила к логопеду. Слава Богу, полгода занятий все исправили

  2. Irina

    Такая проблема была у моего сына. Когда он был дошкольником на нее не обратили должного внимания, решили — выговорится, тем более, что муж в детстве тоже косноязычил. А потом в школе, вплоть до старших классов, у сына были проблемы с письмом из-за того, что он не различал некоторые звуки.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: