Общее недоразвитие связной речи у детей дошкольного возраста и старше: уровни и особенности речевого развития

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство у детей с нормальным развитием интеллекта и отсутствием физиологических проблем со слуховым аппаратом. Основная характеристика нарушения в том, что такие дети не могут различать отдельные звуки. Это приводит к общему пониманию смысла в искаженном варианте. У детей с ОНР наблюдаются нарушения формирования всех сторон речи — звуковая, лексико-грамматическая и семантическая.

Тем не менее отличить детей с недоразвитием речи от их сверстников по развитию нельзя. Их эмоциональность, активность, желание играть и общаться никак не выдают наличие заболевания.


Основные причины возникновения общего недоразвития речи (ОНР) у ребенка

В большинстве случаев недоразвитие речи связано с внутриутробным развитием плода. Предпосылками могут стать следующие причины:

  • конфликт резус-фактора плода и матери;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при рождении;
  • вредные привычки у будущей мамы;
  • проживание беременной в неблагоприятных условиях;
  • вредные условия труда.

К основным факторам, которые способствуют развитию ОНР после рождения ребенка, относятся:

  • частые инфекционные заболевания;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • хронические заболевания.

  • разные виды стрессового состояния;
  • недостаток внимания или эмоционального контакта малыша с родителями;
  • условия проживания, которые не подходят для развития навыков коммуникации.

Классификация и характерные симптомы в зависимости от уровня речевого развития

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Ваш вопрос:

Специалисты различают 4 степени ОНР у детей дошкольного возраста:


  • 1 уровень – дети не разговаривают вообще. Таких детей врачи называют «безречевыми». Общение у малышей происходит с помощью лепета и жестикуляции.
  • 2 уровень – общая речь находится в начальной стадии развития, в словарном запасе малыша очень мало слов. При произношении ребенок допускает много ошибок, нарушена слоговая структура. Речевые возможности ребенка ограничиваются произношением простого предложения, в котором не больше двух-трех слов.
  • 3 уровень характеризуется появлением развернутой фразовой речи, но звуковая и смысловая стороны развиты недостаточно.
  • 4 уровень является самой легкой стадией. Ребенок хорошо говорит, но в его речи возможно наличие остаточных пробелов в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон (подробнее в статье: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое и как оно лечится?).

  • неосложненные формы (нерезко выраженное недоразвитие) встречаются у малышей, у которых есть минимальная мозговая дисфункция (недостаточная регуляция мышечного тонуса, моторные дифференцировки, незрелость эмоционально-волевой сферы и прочее);
  • осложненные формы встречаются у ребенка, который имеет неврологический или психопатический синдром (церебрастенический, гипердинамический, гипертензионно-гидроцефалический, судорожный и другие виды синдромов, дизартрия);
  • общее (грубое) речевое недоразвитие наблюдается у детей с органическими поражениями отделов мозга, которые отвечают за речевую функцию (моторная алалия и прочее).

Как диагностируется нарушение?

Начальная стадия любого типа общего недоразвития речи диагностируется одинаково. Врач-логопед начинает диагностику со сбора анамнеза заболевания, в процессе которого выясняет следующие вопросы:

  • как долго длится у ребенка такое состояние;
  • когда оно возникло;
  • какие есть симптомы;
  • насколько выражено недоразвитие.
На данном этапе очень важно определение наличия или отсутствия у ребенка патологии речи, которая связана с деятельностью речевых центров мозга.
Кроме этого, обязательно нужно определить, какие болезни были перенесены ребенком в прошлом.

Для того, чтобы полностью проанализировать речевую функцию, врач проверяет как ребенок формирует связные мысли в речи, когда описывает изображение, рассказывает или пересказывает что-то. Логопед должен оценить уровень развития грамматической составляющей речи (может ли малыш формировать и изменять словоформы, грамотно согласовывать слова в предложении) и правильность звуковой передачи мысли.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (3 уровень ОНР) может быть выявлено в случае соотношения активного и пассивного словарного запаса у ребенка. Например, малышу предоставляют определенные картинки, в результате анализа которых нужно разделить предмет и его часть (стол — ножка), соотнести профессию с соответствующим атрибутом (повар — кастрюля), животных и их детенышей (корова – теленок).

Если диагноз нерезко выраженного общего недоразвития речи подтвердится, нужно проанализировать способность ребенка к запоминанию с помощью слуховой памяти, определить степень правильности произношения, грамотности построения слогов, фонетическую составляющую речи и особенности моторики речевой деятельности малыша. Кроме того, потребуется оценить навыки ребенка в сфере речевого этикета.

Лечение ОНР у детей

Комплексная коррекционная работа

Коррекции ОНР проводятся с учетом уровня развития связной речи. При ОНР 1 уровня важно развить понимание обращенной к ребенку речи, спровоцировать самостоятельную речевую активность ребенка, а также развить внимание, память и мышление у малыша. В этом случае грамматика и фонетика в речи ребенка — не первоочередная задача.

При ОНР 2 уровня проводят коррекционную работу над развитием активности речи и пониманием лексико-грамматических конструкций, фразовой речи. Работа логопеда включает корректировку звукопроизношения и логопедические занятия по отсутствующим звукам. Во время коррекции ОНР 3 уровня врач развивает связную речь, совершенствуя лексико-грамматическую сторону речи, закрепляет правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Данная степень заболевания лечится намного проще, чем в случае с 1 и 2 уровнем ОНР.

Основная цель логопедической коррекции при ОНР 4 уровня — достижение ребенком возрастной нормы устной речи, которая необходима для того, чтобы он успешно учился в школе.
С этой целью совершенствуют и закрепляют произношение, лексико-грамматическую сторону речи, фонематические процессы, развернутую фразовую речь, а также развивают графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Психологическое сопровождение ребенка

Речевые нарушения у ребенка могут стать основной причиной проблемы концентрации внимания. Для малыша будет сложно сосредоточиться на задании и долго удерживать внимание на каком-либо предмете.

Такие дети отличаются низким уровнем работоспособности, во время обучения быстро устают. По этой причине при прохождении логопедической коррекции очень важна психологическая помощь ребенку. Первоочередная задача психолога – повысить уровень мотивации ребенка и развить умение концентрации внимания.

Занятия с детьми, которые страдают ОНР из-за их психологических особенностей должны проводиться в маленьких группах (по несколько детей). Важны также и индивидуальные занятия с психологом.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для исключения развития ОНР у ребенка родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • вовремя лечить инфекционные заболевания у ребенка;
  • беречь ребенка от возможных черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенческого возраста;
  • уделять ребенку необходимое количество времени, не игнорировать его, постоянно заниматься с малышом, правильно развивать и воспитывать.

Кроме этого, мама во время беременности обязательно должна следить за своим здоровьем и отказаться от всех вредных привычек.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (4 оценили на 4,50 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Дети34
Комментариев: 1
  1. Елена

    Вот я родила ребенка и даже не задумывалась о нарушениях речи, просто с самого раннего возраста усиленно занималась с ним, благо мама — педагог и столько техник подсказала! Я считаю, что причина в первую очередь кроется в родителях!

  2. Anastasiya

    Мой сын вообще не говорил до 3 лет. После обращения к логопеду выяснилось, что у нас 2 уровень ОНР. Проходили коррекцию. Потом еще 2 года учились в коррекционном классе. Благодаря хорошим врачам все у нас нормализовалось. В третий класс уже пошли в обычный класс.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: