Симптомы дизартрии разной формы у детей с нормальным психофизическим развитием, особенности обследования и лечение

Проблемы развития детской речи часто волнуют родителей, побуждают обращаться к неврологам и логопедам. В пяти процентах случаев у малышей диагностируют дизартрию – нарушение произношения звуков. Ребенок знает много слов, нормально развивается, однако из-за невнятности речи («каши во рту») понять его даже близким людям довольно сложно. Проблемы касаются произношения не только отдельных звуков. Вся речь малыша невнятна, что требует коррекции.


Что такое дизартрия?

Формы дизартрии у детей

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Ваш вопрос:

Дизартрия у детей – симптом ряда самостоятельных заболеваний. Ее может вызвать нарушение кровообращения в головном мозге, демиелинизирующие заболевания. Нередко патология связана с перинатальными факторами, особенностями вынашивания (гипоксия плода, токсикозы, тяжелые и преждевременные роды, асфиксия младенца). Осложнения со стороны ЦНС могут наблюдаться в дошкольном периоде вследствие перенесенных инфекций, гидроцефалии, тяжелой интоксикации, травмы головы.

Специалисты выделяют следующие степени патологии:

  1. Стертая форма. Выявить недуг может только опытный доктор, близкие люди считают, что с малышом все в порядке. Невнятное произношение (дитя при разговоре словно «стирает» слоги) они списывают на малый возраст и надеются, что все пройдет при взрослении.
  2. Речь крохи сбивчива, непонятна посторонним. Ребенка способны понять только люди из близкого окружения. При псевдобульбарной форме малыш говорит медленно.
  3. Тяжелая форма. Речь и артикуляция сбивчивы, ребенка не в состоянии понять даже родители.

Первая (стертая) форма дизартрии опасна тем, что родители не сразу бьют тревогу. Малыш пропускает слоги, при этом довольно отчетливо и старательно произносит слова. Причиной патологии считают очаговое поражение коры мозга, точный диагноз можно поставить не раньше, чем по достижении пяти лет. В 3 года синдром могут заподозрить и взять ребенка под контроль, однако окончательный диагноз в раннем возрастном периоде поставить сложно, поскольку речевой аппарат еще развивается.

При стертой форме становятся заметны неловкие движения ребенка, нарушения мелкой моторики, слабая мимика. Малышу трудно завязывать шнурки, собирать паззлы, застегивать одежду. При отсутствии помощи патология прогрессирует, появляются ее новые симптомы и признаками.

Прогноз и скорость лечения дизартрии зависят от формы недуга:


  • стертая – нарушено произношение шипящих, свистящих звуков;
  • мозжечковая – ребенок не может контролировать интонацию речи в связи с поражением мозжечкового отдела головного мозга;
  • корковая – плохое произношение отдельных слогов вследствие изменений в коре мозга;
  • псевдобульбарная – речь замедлена;
  • бульбарная – патология мышечных волокон, которые принимают участие в артикуляции;
  • экстрапирамидная – носовое произношение слов;
  • холодовая – как разговаривает ребенок, связано с внешними факторами, в том числе температурой окружающей среды;
  • паркинсоническая – замедленная речь, характерно для паркинсонизма.

Симптомы заболевания

В старшем возрасте присоединяются такие симптомы:

  • монотонность, сбивчивый темп речи;
  • выраженное искажение звуков при произношении слов;
  • плохая подвижность языка;
  • нарушение речевого дыхания – вздохи укорочены, прерывисты, звуки могут произноситься «в нос»;
  • напряжение мышц шеи, губ, языка, которое периодически чередуется с расслабленностью (дистония);
  • избыточное слюноотделение при разговоре;
  • высокий тембр голоса;
  • отклонения в грамматическом строе речи.

Страдает и слух малышей, они с трудом воспринимают музыкальные произведения, не чувствуют ритм. Слова также воспринимаются по-своему, что приводит к затруднению дифференциации схожих звуков. К концу фразы голос ребенка становится слабым, ему тяжело говорить. При дизартрической патологии он путает даже гласные, говорит вместо «и» звук «е», звук «а» заменяет на «э». При наличии хотя бы одного из симптомов следует обратиться к доктору, пройти обследование и составить план коррекции.

Диагностика дизартрии: особенности обследования

Обследование ребенка проводится детским неврологом и логопедом. Специалисты оценивают речевые навыки, подвижность аппарата, который отвечает за произношение. При отсутствии серьезных повреждений нервной системы выявляются неуклюжесть, нарушение мелкой моторики, тремор конечностей, нескоординированность действий. Малыши могут испытывать трудности в общении со сверстниками, что приводит к замкнутости.

Для дифференциации недуга от иных патологий назначают инструментальные и лабораторные исследования. Среди них:

  • проведение МРТ головного мозга;
  • выполнение электромиографии;
  • обследование с помощью электронейрографии и электроэнцефалографии;
  • магнитная стимуляция транскринального типа.

Методы лечения

Поскольку псевдобульбарная дизартрия выступает нарушением расстройства нервной системы, вид и очередность корректирующих мероприятий определяется результатами обследования, состоянием и возрастом маленького пациента. Лечение патологии с 4–6 лет проводится комплексно. В зависимости от формы и стадии заболевания показаны:

  • занятия с логопедом;
  • массаж и ЛФК;
  • дыхательная гимнастика.

Малыша могут направить на групповые занятия или назначить ему индивидуальную коррекцию. В любом случае важна регулярность упражнений, постоянный контроль специалистов. Дополнительно ребенок может посещать сад, школу и кружки для ребят с логопедическими проблемами. Хорошего эффекта можно добиться с помощью иппотерапии и дельфинотерапии.

Логопедические

Коррекция речи – основная часть грамотного лечения при дизартрии. Она включает специальную гимнастику под руководством логопеда, которую можно повторять и на дому. Применяются упражнения для развития речи, компьютерные тренажеры, игровые методики. Лечение длительное, при этом малыш должен посещать сад, где развитию речи детей с особенностями уделяют повышенное внимание.

Используются такие логопедические методики:

  • дыхательная и артикуляционная гимнастика;
  • логопедический массаж;
  • стимулирование коммуникации;
  • работа над четкостью, выразительностью произношения.

Дыхательные упражнения проводят в хорошо проветриваемых помещениях, На начальном этапе один подход не может занимать более 30 секунд, иначе у малыша закружится голова. Впоследствии длительность одного подхода можно довести до 70 секунд.

Упражнение «Мишка на шаре»

Выполняют лежа на спине. Следует сложить руки малыша вдоль тела. Предлагается представить, что живот – это воздушный шарик, он то надувается, то сдувается. Ребенок поочередно делает дыхательные движения, для контроля правильности можно положить на животик игрушку, которая будет подниматься и опускаться при выполнении упражнения.

Упражнение «Ураган»

Необходимо налить в стакан воду, насыпать пластиковые шарики и закрыть крышкой, сквозь которую можно пропустить трубочку. Малыш дует в трубочку и с восторгом наблюдает за ураганом в стакане. Весной полезно дуть на одуванчики. С этой же целью можно сделать вертушку или бумажный цветок и бабочку. Малыш должен сдувать бабочку с цветка. Мальчикам понравится «забивать голы»: мяч и ворота делают из бумаги, ребенку нужно дуть на мячик, чтобы он попал куда нужно.

Миогимнастика

По согласованию с врачом в домашних условиях можно ежедневно делать гимнастику для мимических мышц. Для этого предусмотрены такие упражнения:

  • щелкать зубами с открытым и закрытым ртом;
  • надувать щеки;
  • покусывать язык;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец;
  • втягивать щеки;
  • удерживать зубами кусок ткани, когда родители пытаются аккуратно вытащить материал;
  • проговаривать скороговорки, в которых есть звуки, плохо выговариваемые ребенком;
  • решать задачи на логику.

Медикаментозные

Препаратов, способных вылечить недуг, не существует. Лекарственные средства, которые назначает психоневролог, снимают симптоматику, расслабляют, облегчают общее состояние ребенка. При дизартрии детей будут лечить такими препаратами:

  • спазмолитики – Пантогам и другие;
  • препараты магния для нормализации работы нервной системы – Магне В6;
  • седативные – Персен, Ново-Пассит;
  • сосудистые – Циннаризин, Глиатилин и другие;
  • ноотропные препараты – Пикамилон, Энцефабол (рекомендуем прочитать: как давать препарат «Энцефабол» детям и какая дозировка?).

Длительность и схема приема лекарств подбирается индивидуально. Важно придерживаться инструкций и не заниматься самолечением.

Физиотерапевтические

Физиопроцедуры при лечении дизартрии подбирают отдельно или сочетают для большего эффекта. Малышам при дизартрии с 5 лет могут быть назначены следующие процедуры.

Электрофорез

Эффективность обусловлена одновременным воздействием на организм лекарственных веществ и постоянного тока. Через кожу вводятся частицы препаратов, которые проявляют полную эффективность под действием электрического поля. Процедуры могут сочетать с дарсонвализацией шейной зоны, точечным массажем, лечебными ваннами. Курс электрофореза составляет 10–15 процедур, каждая из которых длится по 20 минут.

Синусоидальные модулированные токи

Процедуры проводят перед занятиями с логопедом. Они снимают спазм артикуляционных мышц, благотворно воздействуют на четкость произношения, силу голоса. Курс включает 10–20 процедур по 6–10 минут.

Дарсонвализация

Это местное воздействие импульсным переменным током или лечение всего организма слабым импульсным полем высокой частоты. Процедура обладает пролонгированным эффектом, который сохраняется в течение 2-х месяцев. Она улучшает питание тканей, снимает спазмы. Курс составляет 10–20 процедур длительностью 5–8 минут.

Локальная гипотермия искусственного происхождения

Заключается в переменном контрастном воздействии горячих и холодных температур, что помогает снять спазмы мышц речевого аппарата. Дополнительно снижается избыточное слюнотечение, уменьшается скрытый период переключения с одной артикуляционной позиции на другую. Сеансы проводятся перед занятиями с логопедом, курс составляет 20 занятий по 5 минут.

Прогноз лечения заболевания

Возможно ли полное излечение от недуга? С таким вопросом родители часто обращаются к лечащим специалистам. Точный прогноз не может дать никто. Однако известно, что чем раньше родители обратятся к доктору с этой проблемой, тем более эффективным будет лечение.

Вероятность полного избавления возможна только при стертой дизартрии. Она диагностируется у детей-дошкольников и корректируется по мере их роста и взросления. При тяжелых формах шансы на полное исцеление намного меньше, однако можно добиться хороших успехов и помочь малышу в развитии речи.

Ребятам, которые страдают дизартрией, очень важно внимательное и терпеливое отношение со стороны близких людей. Недуг влияет на социализацию и самооценку, поэтому следует привить детям уверенность в своих силах, научить правильно дышать, по возможности обратиться за психологической помощью. Доказано, что при регулярных занятиях, поддержке со стороны близких и нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет создавать проблем во время взросления.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (5 оценили на 4,40 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Дети34
Комментариев: 1
  1. Любовь

    Это в большинстве случаев результат травмы или кислородного голодания, по наследству не передается. У нас в классе был мальчик с дизартрией, говорил очень плохо, отвечал письменно, учился на четверки. Думаю, ему было трудно, хотя в классе его не обижали и чужим в обиду не давали.

  2. наташа

    У старшего ребенка диагностировали стертую дизартрию. Сейчас нам 6 лет, ходим в специальный сад, занимаемся дома и со специалистом, летом собираюсь отправить с бабушкой в санаторий. Сейчас жду второго ребенка. Подскажите, какова вероятность того, что и у него диагностируют такой дефект?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: