О задержке психоречевого развития у детей: что это такое, каковы симптомы заболевания и какое лечение назначают?

В настоящее время, в век рано взрослеющих детей, отмечается все больше случаев обращения к врачам с проблемой отставания ребенка в развитии. Родители замечают, что малыш не похож на своих сверстников в психоэмоциональном плане. Согласно статистике, у 1/5 части всех детей диагностируется ЗПРР – задержка психоречевого развития.

Что такое ЗПРР?

Задержкой психоречевого развития называется нарушение нормального психического развития, которое характеризуется проблемами с речью, мышлением, памятью, вниманием, эмоциями, поведением и движениями. У ребенка часто наблюдаются перепады настроения. Ни один из указанных выше признаков не преобладает — все они проявляются в равной степени.

Ребенок с такой патологией плохо поддается обучению, не усваивает новую информацию, не способен к абстрактному мышлению и не умеет говорить, выполнять логические действия, применять знания на практике в обыденной жизни. Дети имеют проблемы с фантазией, памятью, вниманием.

ЗПРР является следствием задержки речевого развития. Родители могут заметить, что раньше у ребенка страдала только речь, которая не соответствовала возрастным нормам и отставала от них на несколько лет. В то же время интеллект, эмоции и все прочие показатели остаются нормальными. Дети понимают речь, обращенную к ним, реагируют на нее. Однако говорят редко, мало и без желания, не используя слова для общения.

Ребенку необходимо посещать специальные занятия — в противном случае ЗРР перерастет в ЗПРР.

Признаки и сопутствующие симптомы заболевания

Задержка речевого и психического развития сопровождается следующими симптомами:

  • частой сменой настроения;
  • нарушениями координации движений;
  • неустойчивым психическим состоянием;
  • агрессивным поведением;
  • расстройством внимания;
  • повышенной активностью;
  • малообщительностью;
  • плохим распознаванием речи;
  • отсутствием реакции на источник звука;
  • нарушенным логическим мышлением;
  • отсутствием попыток самостоятельно говорить;
  • сложностями в составлении фраз;
  • преобладанием зрительной памяти;
  • нарушениями слуха;
  • стереотипным поведением;
  • незрелостью психического развития.

Грубая задержка речевого и психического развития в большинстве случаев диагностируется в возрасте от 3 до 5 лет. Это объясняется тем, что дети в данный период должны начинать активно взаимодействовать с окружающими и адаптироваться в социуме.

Почему у ребенка возникает ЗПРР?

Неправильное развитие психоречевого аппарата не является самостоятельной болезнью. Это следствие патологий головного и спинного мозга.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  1. Заболевания, перенесенные матерью в период беременности. Неправильному развитию способствует инфекционная болезнь, отравление, травмы.
  2. Гипоксия плода. В утробе матери ребенок может испытывать кислородное голодание, в результате чего наблюдаются патологии развития.
  3. Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком.
  4. Травмы, полученные в раннем детстве.
  5. Генетические и хромосомные мутации, затрагивающие функции мозга.
  6. Неправильные методы воспитания ребенка. Гиперопека или безответственное отношение приводит к ЗПРР.
  7. Тяжелая психологическая травма.

Задержку развития могут вызвать следующие болезни:

  • врожденные патологии ЦНС (спинного и головного мозга);
  • эпилепсия;
  • ишемия;
  • гидроцефалия;
  • ВЧД;
  • детский церебральный паралич;
  • опухоли мозга;
  • проблемы с сосудами.

ЗПРР с элементами аутизма

  • частые истерики;
  • отсутствие реакции на раздражители;
  • вялость движений;
  • безразличное отношение к близким;
  • отсутствие попыток говорить.

У детей старше 3-5 лет признаки аутизма становятся более явными:

  • ребенок не контактирует с людьми, избегает общения (даже не улыбается родителям);
  • дети не смотрят в глаза;
  • небольшой запас слов;
  • частые проявления агрессии, которые могут быть направлены на самого себя;
  • непринятие перемен;
  • проблемы с засыпанием и сном.

Такое осложнение заболевания необходимо начать лечить как можно раньше. Подобное сочетание патологий подвергается только комплексному лечению, обязательны занятия сразу с несколькими специалистами.

Диагностика заболевания

Перед началом лечения необходимо правильно поставить диагноз. Врачи применяют следующие методы диагностики:

  1. Консультация сурдолога, если имеются симптомы задержки речевого развития (рекомендуем прочитать: как доктор Комаровский советует лечить задержку речевого развития?).
  2. Определение соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам. Это выясняется с помощью специальных тестов.
  3. Беседа с родителями, чтобы выяснить, насколько ребенок общителен, как он относится к родственникам, часто ли обращается с просьбами и т.д. ЗПРР легко спутать с заболеваниями слухового аппарата, но ребенок легко идет на контакт.
  4. Выявление нарушений целенаправленных движений мимических мышц, которые могут привести к проблемам со слухом. Врач оценивает способность ребенка понимать и воспроизводить речь.
  5. Определение особенностей среды, в которой растет ребенок.
Заболевание диагностируется одновременно несколькими врачами: неврологом, логопедом, психиатром и психологом. Данный этап является ключевым в назначении эффективных методов терапии.

Лечение задержки психоречевого развития

Терапию следует начинать как можно раньше. Например, невролог может назначать лекарственные средства в возрасте до 3 лет. Дефектолог начинает работу с ребенком с 2-х лет. Логопед подключается в 4-5 лет.

Начиная с медикаментозного лечения, врачи постепенно подключают упражнения для развития памяти, мелкой моторики, мышления ребенка, предотвращая дальнейшее развитие болезни. Работая с логопедом, малыш учится произносить звуки и слова. Положительный результат терапии возможен только при комплексном подходе.

Основные методы

Тактика лечения индивидуальна для каждого пациента, она во многом зависит от причин патологии:

  1. Рефлексотерапия — воздействие на биологически активные зоны мозга слабыми электрическими импульсами. Врач выбирает точки головного мозга, ответственные за развитие речевого аппарата, стимулируя восстановление работы нервной системы. Рефлексотерапия наиболее эффективна в случае гидроцефалии. Она применяется в возрасте до полугода.
  2. Занятия с врачом-логопедом для коррекции артикуляции.
  3. Работа с психологом и психотерапевтом.
  4. Аутонейритотерапия – введение ноотропов в мозг.
  5. Микрохирургия — оперативное вмешательство на зонах мозга, контролирующих речь.

Дополнительные методы

Дополнительные методы лечения также способствуют быстрому выздоровлению:

  1. Посещение психолога для устранения психологической травмы или выяснения причин агрессивного поведения ребенка.
  2. Зоотерапия. Дети играют с лошадьми и дельфинами, получая положительные эмоции. Научно доказано, что эти животные благоприятно воздействуют на ребенка.
  3. Терапия классической музыкой.
  4. Развивающие игры – пазлы, подвижные развлечения.
  5. Остеопатия. Специалист помогает восстановить работу нервной системы, воздействуя на специальные точки на теле.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценили на 5,00 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Дети34
Комментариев: 1
  1. Tatyana

    Я тоже очень испугалась,когда логопед в детском саду заявила,что у моей дочери задержка речевого развития,и я должна показывать ее всем возможным специалистам,чтобы предупредить психические отклонения. Все бы ничего,но она поставила этот «диагноз» 90% всех детей из ясельной группы.

  2. Ольга

    По своему опыту могу сказать, что лучше начинать бить тревогу с раннего возраста. Пусть лучше опасения будут неоправданны, чем позже лечение окажется невозможным. При малейшем подозрении на задержку в развитии нужно обращаться к врачу

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: