В настоящее время, в век рано взрослеющих детей, отмечается все больше случаев обращения к врачам с проблемой отставания ребенка в развитии. Родители замечают, что малыш не похож на своих сверстников в психоэмоциональном плане. Согласно статистике, у 1/5 части всех детей диагностируется ЗПРР – задержка психоречевого развития.
Задержкой психоречевого развития называется нарушение нормального психического развития, которое характеризуется проблемами с речью, мышлением, памятью, вниманием, эмоциями, поведением и движениями. У ребенка часто наблюдаются перепады настроения. Ни один из указанных выше признаков не преобладает — все они проявляются в равной степени.
Ребенок с такой патологией плохо поддается обучению, не усваивает новую информацию, не способен к абстрактному мышлению и не умеет говорить, выполнять логические действия, применять знания на практике в обыденной жизни. Дети имеют проблемы с фантазией, памятью, вниманием.
ЗПРР является следствием задержки речевого развития. Родители могут заметить, что раньше у ребенка страдала только речь, которая не соответствовала возрастным нормам и отставала от них на несколько лет. В то же время интеллект, эмоции и все прочие показатели остаются нормальными. Дети понимают речь, обращенную к ним, реагируют на нее. Однако говорят редко, мало и без желания, не используя слова для общения.
Ребенку необходимо посещать специальные занятия — в противном случае ЗРР перерастет в ЗПРР.
Признаки и сопутствующие симптомы заболевания
Задержка речевого и психического развития сопровождается следующими симптомами:
частой сменой настроения;
нарушениями координации движений;
неустойчивым психическим состоянием;
агрессивным поведением;
расстройством внимания;
повышенной активностью;
малообщительностью;
плохим распознаванием речи;
отсутствием реакции на источник звука;
нарушенным логическим мышлением;
отсутствием попыток самостоятельно говорить;
сложностями в составлении фраз;
преобладанием зрительной памяти;
неправильным произношением звуков;
нарушениями слуха;
стереотипным поведением;
незрелостью психического развития.
Грубая задержка речевого и психического развития в большинстве случаев диагностируется в возрасте от 3 до 5 лет. Это объясняется тем, что дети в данный период должны начинать активно взаимодействовать с окружающими и адаптироваться в социуме.
Генетические и хромосомные мутации, затрагивающие функции мозга.
Неправильные методы воспитания ребенка. Гиперопека или безответственное отношение приводит к ЗПРР.
Тяжелая психологическая травма.
Задержку развития могут вызвать следующие болезни:
врожденные патологии ЦНС (спинного и головного мозга);
эпилепсия;
ишемия;
гидроцефалия;
ВЧД;
детский церебральный паралич;
опухоли мозга;
проблемы с сосудами.
ЗПРР с элементами аутизма
Иногда задержка развития сопровождается аутичными чертами, такой тип болезни возникает в результате нарушений работы ЦНС, патологий головного или спинного мозга, воздействия инфекций. Симптомы ЗПРР с элементами аутизма:
частые истерики;
отсутствие реакции на раздражители;
вялость движений;
безразличное отношение к близким;
отсутствие попыток говорить.
У детей старше 3-5 лет признаки аутизма становятся более явными:
ребенок не контактирует с людьми, избегает общения (даже не улыбается родителям);
дети не смотрят в глаза;
небольшой запас слов;
частые проявления агрессии, которые могут быть направлены на самого себя;
повторение одинаковых ритмичных движений;
непринятие перемен;
проблемы с засыпанием и сном.
Такое осложнение заболевания необходимо начать лечить как можно раньше. Подобное сочетание патологий подвергается только комплексному лечению, обязательны занятия сразу с несколькими специалистами.
Диагностика заболевания
Перед началом лечения необходимо правильно поставить диагноз. Врачи применяют следующие методы диагностики:
Определение соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам. Это выясняется с помощью специальных тестов.
Беседа с родителями, чтобы выяснить, насколько ребенок общителен, как он относится к родственникам, часто ли обращается с просьбами и т.д. ЗПРР легко спутать с заболеваниями слухового аппарата, но ребенок легко идет на контакт.
Выявление нарушений целенаправленных движений мимических мышц, которые могут привести к проблемам со слухом. Врач оценивает способность ребенка понимать и воспроизводить речь.
Определение особенностей среды, в которой растет ребенок.
Заболевание диагностируется одновременно несколькими врачами: неврологом, логопедом, психиатром и психологом. Данный этап является ключевым в назначении эффективных методов терапии.
Лечение задержки психоречевого развития
Терапию следует начинать как можно раньше. Например, невролог может назначать лекарственные средства в возрасте до 3 лет. Дефектолог начинает работу с ребенком с 2-х лет. Логопед подключается в 4-5 лет.
Начиная с медикаментозного лечения, врачи постепенно подключают упражнения для развития памяти, мелкой моторики, мышления ребенка, предотвращая дальнейшее развитие болезни. Работая с логопедом, малыш учится произносить звуки и слова. Положительный результат терапии возможен только при комплексном подходе.
Основные методы
Тактика лечения индивидуальна для каждого пациента, она во многом зависит от причин патологии:
Рефлексотерапия — воздействие на биологически активные зоны мозга слабыми электрическими импульсами. Врач выбирает точки головного мозга, ответственные за развитие речевого аппарата, стимулируя восстановление работы нервной системы. Рефлексотерапия наиболее эффективна в случае гидроцефалии. Она применяется в возрасте до полугода.
Применение лекарственных препаратов.
Занятия с врачом-логопедом для коррекции артикуляции.
Работа с психологом и психотерапевтом.
Аутонейритотерапия – введение ноотропов в мозг.
Микрохирургия — оперативное вмешательство на зонах мозга, контролирующих речь.
Дополнительные методы
Дополнительные методы лечения также способствуют быстрому выздоровлению:
Посещение психолога для устранения психологической травмы или выяснения причин агрессивного поведения ребенка.
Зоотерапия. Дети играют с лошадьми и дельфинами, получая положительные эмоции. Научно доказано, что эти животные благоприятно воздействуют на ребенка.
Терапия классической музыкой.
Развивающие игры – пазлы, подвижные развлечения.
Остеопатия. Специалист помогает восстановить работу нервной системы, воздействуя на специальные точки на теле.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Я тоже очень испугалась,когда логопед в детском саду заявила,что у моей дочери задержка речевого развития,и я должна показывать ее всем возможным специалистам,чтобы предупредить психические отклонения. Все бы ничего,но она поставила этот «диагноз» 90% всех детей из ясельной группы.
Ольга
По своему опыту могу сказать, что лучше начинать бить тревогу с раннего возраста. Пусть лучше опасения будут неоправданны, чем позже лечение окажется невозможным. При малейшем подозрении на задержку в развитии нужно обращаться к врачу
Я тоже очень испугалась,когда логопед в детском саду заявила,что у моей дочери задержка речевого развития,и я должна показывать ее всем возможным специалистам,чтобы предупредить психические отклонения. Все бы ничего,но она поставила этот «диагноз» 90% всех детей из ясельной группы.
По своему опыту могу сказать, что лучше начинать бить тревогу с раннего возраста. Пусть лучше опасения будут неоправданны, чем позже лечение окажется невозможным. При малейшем подозрении на задержку в развитии нужно обращаться к врачу